«Практически каждая организация может найти возможность для реализации своего социокультурного проекта через грант»

  • Анна Яковлева, специалист по подготовке грантовых заявок, автор проекта #ПишемГрант

Какие грантовые программы существуют и какие ошибки часто совершают заявители? Об особенностях грантов для событийных проектов мы поговорили с Анной Яковлевой, специалистом по подготовке грантовых заявок, автором проекта #ПишемГрант

 

- Какие существуют основные гранты, на которые потенциально можно подать событийный проект? Как федерального уровня, так и в Москве и Санкт-Петербурге.

 

- Год назад появился Президентский фонд культурных инициатив. И сейчас, наверное, это самый большой по объему средств грант, который идет на проекты в сфере культуры и искусства, в том числе событийные.

 

Конечно, есть еще гранты на уровне и Москвы и Петербурга, которые тоже могут подходить к событийным проектам. Прежде всего, это комитеты по культуре, которые тоже распределяют грантовые средства, но уже на уровне региона.

 

В целом, гранты федерального уровня могут быть масштабнее. Например, 10-15 млн на проект от федерального гранта - это обычное дело. Для гранта регионального уровня, конечно, сумма в разы ниже: обычно 1,5-3 млн рублей.

 

Плюс я думаю, что событийные проекты могут быть поддержаны еще некоторыми специальными грантами. В частности, если это театральные события или постановки, то гранты на такие проекты есть у Министерства культуры Российской Федерации.

 

Также некоторые частные фонды тоже поддерживают культурные проекты. Например, фонд Потанина поддерживает разные музейные проекты, в том числе событийного плана. Или фонд Прохорова также поддерживает театральные проекты.

 

Фестиваль "Пир на Волге" получил грант на вовлечение гостей и участников в экологическую уборку мусора

 

- Если речь про софинансирование, то обычно в каких пропорциях грант и собственные средства?

 

- Большинство грантовых конкурсов требуют софинансирования. Но здесь есть свои хитрости. Свое финансирование может быть не всегда денежным. И в качестве софинансирования мы можем показывать не просто деньги на счете, но и партнерский вклад. К примеру, когда партнеры печатают флаеры или делают какую-то услугу со скидкой, то это тоже будет считаться софинансированием. Либо может быть свое оборудование, свои помещения. Это тоже можно и нужно пересчитывать в деньги. Можно также показывать свои ресурсы в качестве информационной поддержки, участие волонтеров и т.д.

 

Поэтому софинансирование - это широкое понятие, включающее любой материальный или ресурсный вклад в проект, который потом переводится в деньги.

 

Важно учитывать, что софинансирование необходимо подтверждать, например, партнерскими письмами.

 

При этом жестких требований к объему нет. Условно считается, что хорошим уровнем является 25-30% собственного вклада из общей суммы бюджета проекта.

 

- Вы уже долгое время занимаетесь данным направлением. Как поменялась политика государства в области грантов на социокультурные проекты? Какие направления сейчас в приоритете и как это нужно отразить в заявке?

 

Очень сильно повлияла ситуация с пандемией. Раньше культурные проекты не так активно использовали грантовую систему, очень сложно было культурным проектам вписаться в те требования и направления, которые были в фонде президентских грантов.

 

Потом ситуация изменилась. Сначала начали появляться конкурсы у частных фондов для культурных учреждений. А летом прошлого года, был учрежден Президентский фонд культурных инициатив, которому были переданы культурные направления. Был очень серьезно модернизировать сам конкурс, добавились разные прикладные направления, связанные с креативными технологиями. И получился большой федеральный конкурс на поддержку проектов в сфере культуры, искусства и креативных индустрий.

 

Если посмотреть на то, какие проекты были поддержаны на конкурсе в прошлые три раза, то они совершенно разные и по уровню, и по направлениям. Специфика конкурса федерального уровня заключается в том, что есть очень широкий перечень различных грантовых направлений внутри конкурса. И практически каждая организация может там найти себе возможность для реализации своего проекта

 

 Организаторы премии "Музыкальное сердце театра" получили грант на сумму 11 млн рублей

 

- Какие ошибки чаще всего совершают люди, подающие проект на грант?

 

Прежде всего я бы отметила неучитывание специфики грантового финансирования. Потому что особенность грантового финансирования заключается в том, что это целевые средства.

 

К примеру, есть строгая отчетность. Мы должны очень четко планировать весь бюджет и потом в соответствии с ним работать.

 

Также часто сталкиваемся с проблемами и ошибками, которые допускаются при проектировании. Проект должен отвечать определенным требованиям, достигать определенных результатов, охватов и т.д. И если человек, который обращается за грантами, не владеет хотя бы основами социокультурного проектирования, то ему будет достаточно сложно в эту проектную схему вписываться.

 

А следующая сложность - это уже непосредственно в работе над грантовой заявкой. Мало иметь просто хорошую идею. Сама по себе идея не получает поддержки. А получает поддержку заявка, написанная по определенным законам и правилам. Ошибки, начиная от того, как мы напишем актуальность проекта и чем мы ее подтвердим, заканчивая тем, каким образом мы сформируем бюджет. Потому что бюджет - это не сами цифры, а это комментарии. Это целая система. Если человек этого не знает, у него здесь будут возникать ошибки и заявка получит низкий балл.

 

2 сентября в онлайне пройдет бизнес-завтрак "Госзакупки и гранты. Время взаимодействия с государственными деньгами". В рамках бизнес-завтрака пройдет лекция «Как бизнесу выигрывать гранты?». Регистрация: https://goszakupki.accredcenter.ru/ 

Поделиться