Краудфандинг вам в помощь: как организовать мероприятие на «народные» деньги

На первый взгляд преимущества краудфандига очевидны: нет необходимости искать спонсоров и заключать контракты, заимствовать средства и принимать серьёзный финансовые риски. Так, для многих ежегодных фестивалей сбор средств посредством краудфандинга оказался настолько удобным, что превратился в традицию, подчёркивающую демократичность и востребованность этих событий.

 

Тем не менее большая часть краудфандинг-проектов не достигают заявленной цели и проваливают сбор. Вместе с экспертами Event-forum.ru разобрался как провести успешную кампанию.

Пример успешной краудфандинг-кампании

Пример успешной краудфандинг-кампании

Как придумать необычные вознаграждения?

Краудфандинг предусматривает подготовку вознаграждений для участников, которые делятся с организаторами своими средствами. Этим он и отличается от других видов финансирования: каждый, кто поддерживает проект, получает свой бонус. Вознаграждением может стать всё, что угодно - благодарность на сайте, пригласительный билет на фестиваль или какой-нибудь сувенир с логотипом мероприятия.

 

Как правило подготовка вознаграждений - один из самых сложных этапов организации мероприятия. Авторы события задаются вопросами: какое вознаграждение предложить? За какую стоимость? Крауд-продюсер «Планеты» Анастасия Журавлёва рекомендует в вопросе подбора вознаграждений прибегать к мозговому штурму.

 

- Записывайте всё, даже самые безумные идеи. Неординарные вознаграждения запоминаются. Возможно, именно они станут фишкой вашего проекта, как возможность сыграть в футбол с актерами стала фишкой проекта «Квартета И», - рассказывает Анастасия Журавлёва.

Лоты она советует разделить на градации:

  • Бюджетные: 100, 200, 300, 500, 700, 1 000 рублей;
  • Средний сегмент: от 1 000 до 5 000 рублей;
  • Дорогие и уникальные вознаграждения: 5 000 рублей и выше.


Как показывает практика в ценовой политике лучше ориентироваться на аудиторию, если она уже есть. А если аудиторию ещё только предстоит собрать, то следует учесть, что средний чек покупок на российских крауд-платформах порядка тысячи рублей, поэтому большую часть вознаграждений лучше сделать бюджетными. Оптимальное количество лотов по мнению эксперта - 10-15.

 

Что может стать интересным и необычным вознаграждением?

Дина Ваганова из Ижевска с помощью краудфандинга организовала в своём городе научный лекторий «Proсветильник», где с лекциями стали выступать известные популяризаторы науки. Первой приглашённой звездой от мира науки оказалась научный журналист Ася Казанцева. Необычные лоты-вознаграждения она предложила сама.

 

- Ася дала для проекта несколько книг со своим автографом, - рассказала Дина Ваганова, организатор лектория. - Интересным и необычным лотом от Аси стала тетрадь, которой она пользовалась, когда писала новую книжку (тогда книга еще не была опубликована, поэтому записи из тетради были любопытны вдвойне). И даже разрешила поставить в качестве лота обед с ней – за 5000 рублей человек мог побеседовать с Асей в неформальной обстановке.

 

Кроме того, несколько человек купили за 1000 рублей благодарность с упоминанием их имен на афише мероприятия. 27 человек стали участниками лотереи розыгрыша четырёх просветительских книг из серии «Библиотека Гутенберга».

 

- Мы намеренно делаем наши лекции бесплатными, чтобы люди могли задуматься и изменить что-то в своей жизни в лучшую сторону, - говорит Дина Ваганова.

 

Краудфандинг как запасной вариант

Кстати, до того, как обратиться к краудфандингу, Дина безуспешно пыталась найти спонсоров для научного лектория в Ижевске. Сначала они нашлись среди представителей местного бизнес-сообщества, но радоваться было рано: на словах помочь они были готовы, но ближе к делу отказались. Хорошо, что выручил краудфандинг.

 

Международный фестиваль независимого кино «2morrow/Завтра» - ещё один хороший пример того, как краудфандинг помогает в том случае, когда со спонсорами «не клеится». Фестиваль долгое время знакомил искушённых зрителей с разнообразными представителями авторского кино, создавая платформу для кинопоказов и дискуссий. На фестиваль приезжали такие кинематографисты как Йос Стеллинг, Абель Феррара, Алехандро Ходоровски. Но однажды из-за сложностей финансирования мероприятие оказалось под угрозой срыва. Тогда организаторы решили впервые прибегнуть к краудфандингу и быстро - с учётом того, что у них уже была лояльная аудитория - собрали сумму в два раза превосходящую заявленную - 1 миллион 200 тысяч рублей.

 

Как достичь финансовой цели?

Собрать сумму, превосходящую заявленную - большой успех, который складывается из множества составляющих. Сложно выделить главный залог успеха, но определённо большой упор следует сделать на видео-визитку вашего крауд-проекта.

 

Так, например, в 2020 году Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород» запустил на Planeta.ru свой первый крауд-проект на проведение фестиваля цветов. В трёхминутном ролике, кроме обращения директора ботанического сада, были живописные съёмки природы и записи с уже прошедших выставок. Благодаря этому красочному видео проект вызвал огромный резонанс и собрал необходимую сумму - 1 миллион рублей - всего за несколько дней.

 

Станислав Грушевский, автор и PR-консультант ряда краудфандинг проектов, автор книги «PR в b2b»

 

Но видео - это далеко не всё, что понадобится для успеха. Вот несколько советов, которые помогут достичь заявленной финансовой цели.

1) Не стоит просить слишком много


Аудиторию смущают слишком амбициозные суммы. Многие думают, что такая финансовая цель может оказаться недостижимой и отказываются от участия в финансировании. 

 

«Краудфандинг в России, на мой взгляд, вообще история не столько про сбор денег, сколько про PR. Если, конечно, мы говорим именно про b2b- бизнес, а не про благотворительные и социальные проекты.Если за рубежом на Indiegogo или Kickstarter могут собираться действительно большие суммы денег, например, вполне часто собирается по 500 тыс $, то размеры российского краудфандинг-рынка, к сожалению, намного меньше. Более 1 млн рублей обычно собирают проекты, у которых уже есть своя большая база лояльной аудитории — например, музыкальные группы», - полагает Станислав Грушевский, автор и PR-консультант ряда краудфандинг проектов, автор книги «PR в b2b».

 

Также нужно учитывать все возможные издержки на логистику подарков и комиссию, которую взимает краудплатформа, чтобы после сбора средств не остаться с суммой, которой не хватит на организацию события.

 

2) Постоянно напоминать о себе

Людям важно дать понимание, что деньги они потратили не просто так. Поэтому не забывайте во время сбора средств рассказывать на ресурсах вашего проекта о том, на каких этапах находится подготовка мероприятия, каких успехов вы уже достигли.

 

3) Изучить индустрию


Если вы собрались организовать мероприятие с помощью краудфандинга, нужно обязательно изучить, что говорят лидеры мнений из мира событийного маркетинга и крауд-проектов, чтобы понимать, как лучше подавать информацию для вашей аудитории.

 

4) Поставить себя на место спонсора


«Автору нужно изучить краудфандинговые проекты в той тематике, в которой он хочет запуститься. Я советую даже профинансировать несколько сборов, чтобы ощутить себя на месте спонсоров, к которым вы потом будете обращаться сами», - утверждает Василина Дрогичинская.


5) Заниматься продвижением

Мало снять хорошее видео и написать вовлекающий текст. Это совершенно бессмысленно, если эти месседжи никак не распространяются. Продвижением важно заниматься не только в период активного сбора средств, аудиторию нужно готовить и начинать рассказывать о проекте до того, как его запустили. Используйте социальные сети и таргетированную рекламу.

 

«Скинулись всей страной» на проведение мероприятия — само по себе отличный информационный повод и возможность зайти на любые площадки: от соцсетей до СМИ. Если добавить к этому региональный патриотизм, то получается довольно мощное комбо: «на фестиваль из города N скинулись всей страной» — хороший инфоповод для региональных площадок. Плюс возможность удачного дальнейшего позиционирования продукта или услуги как в медиа, так и для потенциальных инвесторов в логике: проект собрал деньги на прототип — значит есть спрос», - считает Станислав Грушевский.

 

Поделиться