Event – это не только бизнес, это, прежде всего, искусство

  • Борис Шипулин, балетмейстер, артист, финалист телепроектов «Танцуй!» Первого канала и «Танцуют всi-7» канала СТБ

 

Современная event-режиссура в России испытывает глубочайшую нехватку качественно новых специалистов: режиссёров, копирайтеров, сценаристов, художников, хореографов. Для создания качественного event-продукта российские агентства зачастую вынуждены обращаться к помощи западных коллег, не имея на отечественном рынке специалистов с необходимым уровнем компетенций.

В этом интервью о проблемах развития современной хореографии в области event-индустрии и режиссуры событий рассуждает Борис Шипулин – балетмейстер, артист, финалист телепроектов «Танцуй!» Первого канала и «Танцуют всi-7» канала СТБ.

 

Борис, в чём проблема современной хореографии в России? Почему у нас так мало хороших постановок, они не востребованы?

Прежде всего, проблема современной хореографии в области event индустрии заключается в пренебрежении тем фактом, что умный зритель испытывает потребность в качественном материале и не готов довольствоваться танцевальным «ширпотребом». Вы часто видите именитых хореографов работающих над event-проектами? Согласитесь крайне редко. Это первое. Второе. Что считать хорошей постановкой? Использование современной лексики и форм? Актуальное содержание, которое понятно и близко зрителю?

Проблема многих наших хореографов в том, что в постановочной работе используются приёмы двадцатилетней давности, да, они придумывают, да что-то создают, но это хореография эстетически и морально устарела. Она не в силах взволновать зрителей, потому что это умерший язык. Мало кто в этом признаётся.

Ведь первостепенная задача любого вида искусства – это вызывать эмоцию.

 

Третий аспект проблемы состоит в том, что тем немногим, кто сейчас находится на пике своей постановочной формы, кто действительно ежедневно изучает современные тенденции, катается по мировым мастер-классам, участвует в мировых шоу просто не для кого ставить в России. За работу балетмейстера такого уровня не готовы платить, а профессионалы не готовы работать за копейки. Хотя есть редкие исключения.

 

Безусловно. Вам же удается быть востребованным?

Если принимать во внимание тот факт, что я начал заниматься хореографией в крохотном Енисейске, городке, затерянном в Красноярском крае, то мне нельзя жаловаться. Сегодня я имею возможность работать в качестве танцора на лучших площадках страны, и в качестве балетмейстера я имею полный carte blanche. Благодаря тому, что в Петербурге я нашел, людей, с которыми наши взгляды на современную хореографию и качество постановок полностью совпадают, я имею возможность ставить то, за что не стыдно. Две эти составляющие – исполнительская деятельность и постановочная работа – позволяют мне сказать, что я не стою на месте, развиваюсь и что я востребован.

 

Выступая в роли хореографа, создающего event-продукт, можно ли говорить, что вы занимаетесь искусством?

Естественно. Мне повезло. В большинстве своём меня просят создавать историю и отдают всё в мои руки. Каждая работа должна быть про что-то совершенно осязаемое, на уровне эмоции. Мне нравится наблюдать, как зрители покрываются мурашками от казалось бы разрозненных движений или не могут сдержать слез при виде разворачивающейся перед их глазами историей. Но самое ценное – это когда они ушли из зала и что-то внутри них моя работа перевернула. И не важно кем я был – постановщиком или исполнителем.

С другой стороны, хореография – это не точная наука, это настоящее ремесло, которым ты должен владеть. Сегодня это театральная постановка для определенного зрителя, завтра массовый флешмоб, послезавтра пролог на празднование городского многотысячного праздника, шоу-номер и так до бесконечности... И ты, как хореограф должен уметь делать всё, делать качественно.

 
 

 

Вам не кажется, что такая хореография не всегда уместна для event-индустрии?

Однозначно нет. Ровно до того момента пока мы не начнём осознавать, что event – это не только бизнес, а прежде всего искусство, мы будем находиться в статусе отстающих. Не надо бояться создать себе точку невозврата, нужно двигаться только вперед и навязывать свою идею.

 

Что из увиденного в последнее время стало для вас источником вдохновения?

В Париже прошлым летом удалось посмотреть Alvin Ailey American Dance Theater. Был покорен не столько постановочной работой, сколько идеальной техникой танцоров.

В рамках Чеховского фестиваля в Россию приезжал Джеймс Тьерре с работой «Красный табак». Nederlands Dans Theater привозил в Петербург три спектакля: I New Then, Sad Case, Cacti. Визжать от восторга было не к месту. Уверен и у нас так ставят, но, к сожалению, выходов на большую сцену у этих талантливых людей очень мало.

Зачастую продукт так и остается в танцевальном зале, остается невостребованным. Очень хочется верить, что в скором времени это изменится. Я сам планирую это изменить.

 

Каким способом? Какие дальнейшие планы?

В будущем планирую создать в Санкт-Петербурге креативную лабораторию, в которой молодые танцоры смогут реализовать себя, как исполнители и постановщики. Реализовать на качественно ином уровне. Это место, по идее, должно стать некой отправной точкой в развитии современного танца у отдельного, конкретно взятого человека. Место, где будет собираться и созидать нечто новое современная российская интеллигенции.

 

Именно поэтому вы в Питере, а не Москве?

В том числе. А вообще мне тут хорошо. Я могу работать и знать, что дома меня ждут. Мне нравится смотреть на людей в парках, в конце концов. Но при этом я не привязан географически к какой-то точке на карте. Сейчас мне хорошо тут. Но весь мир открыт.

 

 

Фотограф: Ольга Акимичева

Поделиться