Всё лучшее в жизни происходит благодаря смелости!

  • Екатерина Водопьян, бизнес-тренер и консультант в области организационного поведения и развития лидерства

БЛИЦОПРОС

Имя и должность?

Екатерина Водопьян, бизнес-тренер и консультант по организационному поведению и развитию лидерства, ранее руководитель функций обучения и развития в крупных компаниях.

 

Вы трудоголик?

Абсолютно.

 

Любимые цветы?

Пионы.

 

Что вас раздражает в людях?

В каждом своё! :)

 

Что вдохновляет?

Открытость, любовь к приключениям, начитанность.

 

Work-life balance — миф или реальность?

Всё относительно. Это зависит от вашего возраста и от вашего мужа.

 

Почему близкие гордятся вами?

Просто потому, что я у них есть. Им большего не надо.

 

С чего начинается ваш день?

С кофе. Всегда.

 

Женщина и бизнес совместимы?

Да, конечно.

 

 

ИНТЕРВЬЮ

Катя, то, чем ты занимаешься, сложно произнести на одном дыхании. Так много слов… Работы столько же?

Да, работы у меня всегда вдоволь, а столько слов для описания своей деятельности я начала использовать совсем недавно! :) Последние пять лет я руководила функциями обучения и развития в крупных компаниях, включая Tele2 и «Лабораторию Касперского». Тем же я занималась в банках, где работала до этого. В «Лаборатории Касперского» особая среда, и поэтому через пару месяцев после того, как я начала работу, мне предложили заняться ещё и общим HR. Хотя моё призвание это не кадровое дело, а развитие людей и организаций в целом.

 

Как тебе работалось с айтишниками?

Ребята из IT и разработчики — люди своего мира, которые варятся в собственном бульоне, со своими специями. Примерно год у меня ушёл на то, чтобы понять, где вообще интерфейс.

 

Ты на каком-то специальном языке с ними разговаривала? Понимала их сленг?

Протокол общения у них свой, неповторимый. Бывали такие моменты, когда я заходила в переговорку, где были одни разработчики, и понимала, что для меня их язык — словно набор служебных символов вроде &%^$#@= или японский, который я никогда не учила! :)

 

Что нового удалось привнести в работу?

Множество новых форматов! Например, одна из технологий, которая работает для разных команд, в том числе для IT-специалистов, — это обучение через конструирование. Два года назад «Лаборатория Касперского» стала одной из первых компаний, которая попробовала Lego Serious Play в работе, а сейчас многие крупные бизнесы в России используют язык кубиков для делового разговора.

 

Поясни, пожалуйста.

Это конструктор Lego для взрослых, который помогает отобразить метафору организационных сложностей и многоуровневых коммуникаций, существующих в любой компании.

 

Интегрированные коммуникации уже стали частью нашей жизни?

Да.

 

 

Расскажи, как ты попала в коммуникации.

Когда-то в юношеские годы в Петербурге я занималась пиаром социальных проектов. Нашей задачей было развивать идеи благотворительности. Мы должны были обращаться к людям так, чтобы нас услышали. С того момента массовая коммуникация и работа с большими аудиториями стали для меня привычным делом.

 

Какое место в твоей работе занимает маркетинг?

В моих проектах всегда много маркетинговой составляющей. Как бизнес-тренер или лектор я занимаюсь бизнес-обучением и развитием лидеров, а как организационный дизайнер или консультант — работой с целевыми аудиториями, распространением ключевых сообщений или даже созданием особых физических пространств и сред для развития людей, и эту часть можно сравнить с BTL-маркетингом.

 

Ты видишь свою особую миссию в социальных проектах?

Я люблю быть окружённой людьми. Для меня очень важно получать столько же позитива от мира, сколько я готова ему дать. Может быть, весь секрет в этом.

 

Что повлияло на твой выбор?

В шестнадцать лет я оказалась за границей, где год училась и жила в принимающей семье. И наверное, этот опыт изменил меня. Я поняла, что помогать другим легко и что можно делать вещи, на которые большинство людей не решаются. Из-за подобного образа мышления меня порой упрекают в том, что я слишком много читала книжек и у меня сложилось романтизированное представление о мире.

 

Ты же питерская барышня?

Большую часть жизни я прожила в Петербурге, но родилась на Урале. Оттуда у меня этот внутренний огонь, иногда я сама боюсь об него обжечься!

 

Знаешь, женщине проще всё-таки быть цветочком. Вот таким растением, к которому кто-то подбежит и скажет: «Боже, я сейчас тебя полью и огорожу забором». Потому что, когда ты мощный куст зелени, растущий в естественной среде, тебе приходится всему самостоятельно учиться.

 

Но ведь стать цветком всегда проще, чем зажечь огонь, которого нет?

Да, конечно.

 

Мы говорили с одной коллегой об этом. Пришли к интересным выводам. Женщины, которые оказываются в больших корпорациях и получают высокие должности, — это не сильные и серьёзные дамы, а девочки, которым дали вдоволь повеселиться с игрушками. Ты согласна с этим утверждением?

Большинство женщин, которые встречаются на моём уровне или на шаг выше, это всё же Снежные королевы. Я думаю, что вам хорошо знаком типаж женщины, которой за сорок, и у неё ничего нет, кроме работы. Чем-то похоже на архетип дамы-руководителя из фильма «Дьявол носит Prada».

 

В чём проблема таких женщин?

Я считаю, что счастье женщины в том, чтобы комфортно перейти из возраста в возраст. В какой-то момент появляются дети, и от этого карьера начинает жить новой жизнью. Но вот если они не появляются… Новый этап ни в жизни, ни в работе не наступает. Всему своё время.

 

Такая женщина будет ощущать нехватку самореализации?!

Да. Тогда она может даже отправиться в путешествие на край света. Но это не поможет.

 

Катя, ты говорила, что делала много таких вещей, на которые другие бы не решились. Что, например?

Когда моему младшему сыну был месяц, я вышла работать — вела тренинги. Когда ему было семь месяцев, взяла его с собой в командировку. Уже на тот момент, работая в банке, я отвечала за несколько регионов. Младенец, надо сказать, понял ситуацию и быстро перестроился на новый режим. Сейчас не знаю, повторила ли бы я тот подвиг.

 

Есть другие экстремальные истории?

Конечно. Я много работаю как профессиональный фасилитатор, как модератор с деловыми группами не только у нас, но и за рубежом. Однажды мы в рамках обмена опытом поехали на законсервированную американскую атомную станцию: прилетели в Сиэтл и отправились в место, которого нет на «Гугл-картах».

 

Страшно было?

Честно говоря, больше всего я переживала не за безопасность, а за внешний вид. Боялась, что буду выглядеть в защитном комбинезоне как колобок! У меня есть такое, возможно ложное, убеждение, что со мной всегда всё будет хорошо. Мне кажется, что всё лучшее в жизни происходит благодаря смелости.

 

 

Расскажи про крупные проекты. Ты привыкаешь к своим проектам как к детям?

Некоторые считают, что человек должен гордиться своей вещью, холить и лелеять её всю жизнь. Я же думаю, что нужно уметь отсоединять плод своего труда от себя. B корпоративной среде я научилась это делать. Например, в Tele2 и сегодня продолжает жить проект Tele2Way и работает система амбассадоров. В «Лаборатории Касперского», уверена, тоже продолжатся такие проекты, как «Ночь карьеры», циклы внутренних лекций, занятия по осознанности и здоровому образу жизни и многое другое.

 

Скажи, в обучении и развитии обычно большие отделы?

В технологических компаниях это очень компактные команды, где один-два обучателя и развивателя организуют процесс для тысячи человек. То есть для компании из трёх с половиной тысяч человек в отделе обучения будет всего семь-восемь сотрудников. В банках команды существенно больше за счёт штата тренеров.

 

Ты лидер, ты ведёшь своих людей за собой?

Конечно, и не только их. Как функция обучения и развития — мы даём людям возможность сделать шаг за пределы своих сегодняшних возможностей, а для этого надо и задать верное направление, и уметь поддержать развивающие инициативы, ведь иногда их десятки.

 

Есть какая-то общая система, на которой всё держится?

Да, это единая система развития.

Моя философия — это постоянный обмен и поддержание баланса знаний внутри организации, что невозможно сделать без сети внутренних тренеров, лекторов, готовых делиться знаниями экспертов. Я убеждена, что в построении систем обучения сегодня нужно опираться не столько на силу власти и правил, сколько на силу любопытства и человеческих связей.

 

Почти в любой компании можно создать сообщество внутренних тренеров и экспертов, когда люди с удовольствием будут делиться знаниями и учиться у коллег.

 

То есть проблем с мотивацией и вовлечённостью нет?!

На одной своей лекции Януш Леон Вишневский сказал, что каждый человек пишет свою внутреннюю книгу, но не все ей делятся. На работе аналогичная ситуация: многим есть чем поделиться, но им нужно создать для этого площадку.

 

А сколько у тебя мероприятий в месяц обычно проходит? Как вы их делите внутри команды?

В обычном учебном календаре средней по размеру компании десятки мероприятий каждый месяц, при этом от трёх до пяти значимых, не больше, иначе просто можно размыть фокус. Организуя работу, я предпочитаю простое деление по функциональным направлениям. Кто-то занимается языковыми мероприятиями, кто-то — профессионально-техническими, кто-то — лидерскими и управленческими. Конечно, есть и кросс-функциональные проекты, где задействованы все, и это самая драйвовая часть.

 

Вы на каком-то из форумов с коллегами по цеху обсуждали, что есть такой тренд в IT-индустрии — курс на медитацию. Прокомментируешь?

Да, компании-гиганты из Кремниевой долины давно уже внедрили практики осознанности в свои программы развития. Концепция осознанности лишь частично состоит из медитативных практик. Её смысл в том, чтобы понимать, что и зачем ты делаешь, уметь уделять время себе и размышлениям, даже в бешеном жизненном ритме. Но одних размышлений и медитации недостаточно — ведь в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли, поэтому заниматься надо и телесными практиками, и эмоциональным интеллектом, и теорией и практикой правильного питания.

 

 

Что лично тебе помогает подзарядиться?

Путешествия. Обычно времени в самолёте мне достаточно, чтобы прийти в себя. Кроме того, я много пишу и порой использую специальные методики работы над собой — например, юнгианскую методику шестнадцати слов, чтобы выгрузить свои мысли на бумагу.

 

А к тебе приходят поплакаться, поговорить? Ты же HR.

Хороший вопрос. На протяжении карьеры у меня было очень много таких разговоров, причём как плановых, так и спонтанных. Есть круг коллег, с которыми мы разговариваем постоянно, каждый месяц проводим час-другой за разбором ситуаций. И это неформальная история. Я помогаю им, а они — мне.

 

Люди на аутсорсинге, агентства — они для тебя тоже часть команды?

Конечно. Тренерская тусовка и сеть тренинговых компаний — это для меня среда более естественная, чем корпорации. Для создания общего языка провайдеров и крупных компаний хорошо работает такой формат, как конференции поставщиков: компания собирает тех провайдеров, с которыми работает, и они рассказывают о самом интересном, что готовы предложить. Такой формат мы впервые попробовали в банковском корпоративном университете, чтобы разные провайдеры договорились о единой методике работы, а затем использовали в IT-индустрии, ведь такие встречи служат для всех сторон источником инновационных идей и быстро показывают, что есть нового на рынке.

 

Какими качествами должно обладать агентство, чтобы начать с тобой работать? Что ты ценишь?

С одной стороны, я ценю смелость и готовность экспериментировать. С другой стороны, для меня важны надёжность и исполнительские качества.

 

Катя, а какой ты бываешь дома? Ты бессменный лидер?

В последнее время, к сожалению, я дома лидирую больше, чем мне хотелось бы. Мне сложно снять деловую одежду. Думаю, в юности я была более беззащитной, откровенной и покладистой.

 

Дома у тебя есть некая внутрикорпоративная культура? Например, вы устраиваете пикники?

Ты меня сейчас задела за живое!

 

Я же работающая женщина не в первом поколении. Моя мама — режиссёр. Всё моё детство прошло за сценой, в театрах и в костюмерной. Жизнь была «срежисcирована», и поэтому дома у нас было негласное правило тихих посиделок и тихих вечеринок. Но мне самой, конечно, больше нравятся шумные тусовки. Поэтому сейчас мы стали принимать у себя друзей чаще, чем раньше.

 

Я убеждена — рождение ребенка даёт нам осознание того, что не всё зависит от женщины. Иногда надо просто сложить лапки, расслабиться и подождать, когда всё выстроится. Ты уже пришла к этому?

Я — человек действия, и мне трудно к этому прийти. Но пришлось примерно год назад, и опять-таки в рабочей ситуации. Меня попросили поработать на азиатском проекте. Он буквально перевернул мою жизнь! Когда я проводила презентацию для азиатских руководителей, они радостно кивали и улыбались. Я была в полной уверенности, что всё получилось отлично. Но после я получила обратную связь: оказалось, что говорить надо было медленнее, приглушить свой раздражающий идеальный акцент и, как ни странно, быть скромнее — показать, что не всё знаю… Таков протокол делового общения в Азии. Эта история принесла мне важные выводы: нужно уметь быть уязвимой, понять самой и показать другим, что ты не совершенна и можешь ошибаться. И в работе, и в личной жизни. Излишне самоуверенная и слишком активная жизненная позиция женщины не всегда уместна. Успех состоит в том, чтобы убрать из своей жизни слово «чересчур».

 

 

 

Площадка: Октябрь Event Hall

Поделиться