Ситуация с кадрами в event-индустрии: комментарии экспертов

Насколько высок спрос на специалистов, и как изменились требования к ним с первой половины 2020-го года? Специально для Event-Forum.ru команда Trud.com опросила экспертов – представителей сферы организации событий – и попросила дать оценку текущему состоянию отрасли.

Александр Шумович, директор, управляющий партнер Eventum Premo

 

Главная потеря 2020-го – отток лучших кадров из агентств. К этому привело вынужденное сокращение кадров. Самые опытные специалисты ушли в другие отрасли – и далеко не все готовы вернуться, отсюда – дефицит кадров. При этом, как отмечает Александр Шумович, директор, управляющий партнер Eventum Premo, на рынке много амбициозных новичков, существенна и доля опытных фрилансеров; но обе эти группы не компенсируют кадровый голод.

 

По мнению Анастасии Талызиной, HRD креативного агентства МЕЛ, рынок труда «более, чем жив», хотя сейчас даже event-агентства первой десятки не расширяют число штатных сотрудников до уровня начала 2020-го. «Вместе с ростом числа и объемов проектов вырастает число удаленных сотрудников, работающих как постоянные фрилансеры, сотрудничающие с агентствами. Среди них есть те, кто в прошлом были в штате, уже лояльны к агентству и проверены в совместных проектах», - комментирует Анастасия.

 

Егор Распутин, event-режиссер, поясняет причины роста спроса на профессионалов в сфере организации событий: спрос на эксклюзивность в проведении праздников наметился еще до пандемии, а сейчас люди особенно соскучились по торжествам. Поэтому главные продукты сегодняшнего рынка – свадьбы и юбилеи, и предложение начинает отставать от спроса. По наблюдениям Егора, рынок стимулирует агентства к коллаборации в противовес конкуренции – такой поворот еще год назад сложно было представить. По мнению эксперта, особый дефицит ощущается в отношении креативщиков и организаторов. Специалистов этого профиля вузы не готовят; их обучение в полевых условиях – результат усилий отдельных энтузиастов, которые и сами обучались на практике.

Наталья Венерова, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»

 

Наталья Венерова, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива», приводит статистику конкуренции среди специалистов: в прошлом году на одну позицию претендовало 7-8 человек, в нынешнем – шесть. По наблюдениям Натальи, увеличилось количество запросов на частичную или проектную занятость.

 

Александр Шумович считает, что и со стороны специалистов заметна тенденция скорее к проектной занятости и фрилансу, чем к работе в штате: людей, предпочитающих «удаленку», стало гораздо больше. Анастасия Талызина добавляет: среди фрилансеров и «удаленщиков», ищущих сотрудничества с конкретной командой, есть те, кто в прошлом работал в штате агентства, соответственно, лоялен и прошел проверку совместными проектами.

 

По мнению Галины Шабуровой, совладелицы и управляющего партнера коммуникационного агентства ComPie, после карантина произошла сильная ротация кадров, часть агентств сохранила команды, уменьшив зарплаты и перераспределив ресурсы, часть перешли на исключительно проектные команды. По мнению Галины, на сегодняшний день рынок «устаканился».

 

Анастасия Талызина, HRD креативного агентства МЕЛ 

Самые востребованные профессии


Анастасия Талызина выделяет следующие специальности как наиболее актуальные:

  • качественные аккаунты и сейлзы (спрос на них традиционно высок),
  • креативные дизайнеры (3D, аниматоры, иллюстраторы) – художники в душе и «результатники» в бизнесе,
  • «проджекты», способные сочетать клиентские запросы типа «быстро и круто», смету с высокой маржой и качество производства.

 Александр Шумович подчеркивает, что отрасли, как и прежде, нужны профи с хорошим портфолио и глубоким пониманием рынка подрядчиков. Поскольку значительная доля event-индустрии ушла в онлайн, возрос спрос на компетенции в области организации трансляций и взаимодействия с онлайн-аудиторией. Александр считает, что тренд касается как организаторов, так и творческих специалистов, режиссеров и сценаристов.

 

Анастасия Талызина прогнозирует осенний всплеск спроса на профессионалов после летнего затишья. «А, значит, совсем скоро будут трудности и с квалифицированными руководителями», – заключает Анастасия. При этом, по мнению эксперта, работодатели морально не готовы рассматривать кандидатов старше 50-ти лет, даже если они активны, современны и квалифицированы. «Кандидатам 50+ приходится действительно тяжело, рассказывает Анастасия. – Им приходится скрывать возраст в резюме, использовать иные пути выхода на работодателя, помимо прямых откликов на вакансии».

Анна Олехейко, MICE-директор компании IBC Corporate Travel

 

Качества, необходимые современному представителю event-индустрии


Стороннему наблюдателю может показаться, что работа в индустрии развлечений – сплошной праздник, соответственно, желающих стать ее частью всегда достаточно. Анна Олехейко, MICE-директор компании IBC Corporate Travel, поясняет, почему поиск сотрудников в отрасли никогда не был легким: «В нашей отрасли найти людей всегда было непросто: для работы с мероприятиями соискатель не должен рассчитывать на высокую оплату труда, поскольку event-индустрия считается низкомаржинальной. При этом он должен владеть многими профессиональными навыками: умение структурно мыслить, управлять процессом, видеть дальше и больше клиента, разбираться в самых разных, казалось бы, далеких от профессии областях, хорошо считать, владеть языком, быть коммуникабельным, ответственным, стрессоустойчивым и креативным». По мнению Анны, перечисленные навыки сегодня так же актуальны, как и вчера. К списку можно добавить способность приспосабливаться к меняющейся ситуации, вовремя реагировать на карантинные ограничения и рост покупательской способности потенциальных клиентов.

 

Наталья Венерова убеждена, что современный event-менеджер должен владеть навыками проведения онлайн-мероприятий. «Event-менеджер, который неуверенно чувствует себя во время zoom-конференции или Skype-собеседования, будет выглядеть как минимум странно», – поясняет эксперт.

 

Александр Шумович в качестве ключевого навыка выделяет мультизадачность. Важны коммуникативные навыки, финансовая грамотность (для составления смет). Критически важна способность укладываться в дедлайны. Александр дает подсказку соискателям: пунктуальность оценивается на самом первом этапе отбора, так что присылать тестовое задание лучше вовремя, и не стоит опаздывать на собеседование.

 

Анастасия Талызина называет ключевые навыки для отдельных профессий.

  • Для менеджера важны стратегическое мышление и лидерские качества.
  • Аккаунт-специалистам необходим эмоциональный интеллект, чтобы говорить с клиентом на одном языке, и высокая работоспособность, чтобы выдержать авралы и командировки.
  • Для project-менеджеров важна «насмотренность»: умение предложить оптимальное решение в рамках сметы.
  • Ключевая компетенция дизайнера – визуально воплотить креативную идею и сделать это в обозначенные сроки.

Галина Шабурова, совладелица и управляющий партнер коммуникационного агентства ComPie

 


Галина Шабурова в качестве метанавыка выделяет самоуправление, то есть способность самостоятельно ставить цели и находить пути их достижения, опираясь на выбранные ресурсы. Сейчас, как никогда, важна стрессоустойчивость, способность сохранять темп и не выгорать, работая в динамичной среде. Конечно, представителю индустрии развлечений важно быть талантливым специалистом по коммуникациям, в том числе – чтобы в непредвиденной ситуации оперативно найти решение.

 

На Trud.com с января по август 2021 года количество вакансий в категории «Шоу-бизнес» выросло на 62%. Статистика подтверждает тенденцию, на которой акцентировали внимание эксперты: event-индустрия приняла вызовы, выработала новые подходы и с оптимизмом смотрит в будущее.

Поделиться