Насколько высок спрос на специалистов, и как изменились требования к ним с первой половины 2020-го года? Специально для Event-Forum.ru команда Trud.com опросила экспертов – представителей сферы организации событий – и попросила дать оценку текущему состоянию отрасли.
Александр Шумович, директор, управляющий партнер Eventum Premo
Главная потеря 2020-го – отток лучших кадров из агентств. К этому привело вынужденное сокращение кадров. Самые опытные специалисты ушли в другие отрасли – и далеко не все готовы вернуться, отсюда – дефицит кадров. При этом, как отмечает Александр Шумович, директор, управляющий партнер Eventum Premo, на рынке много амбициозных новичков, существенна и доля опытных фрилансеров; но обе эти группы не компенсируют кадровый голод.
По мнению Анастасии Талызиной, HRD креативного агентства МЕЛ, рынок труда «более, чем жив», хотя сейчас даже event-агентства первой десятки не расширяют число штатных сотрудников до уровня начала 2020-го. «Вместе с ростом числа и объемов проектов вырастает число удаленных сотрудников, работающих как постоянные фрилансеры, сотрудничающие с агентствами. Среди них есть те, кто в прошлом были в штате, уже лояльны к агентству и проверены в совместных проектах», - комментирует Анастасия.
Егор Распутин, event-режиссер, поясняет причины роста спроса на профессионалов в сфере организации событий: спрос на эксклюзивность в проведении праздников наметился еще до пандемии, а сейчас люди особенно соскучились по торжествам. Поэтому главные продукты сегодняшнего рынка – свадьбы и юбилеи, и предложение начинает отставать от спроса. По наблюдениям Егора, рынок стимулирует агентства к коллаборации в противовес конкуренции – такой поворот еще год назад сложно было представить. По мнению эксперта, особый дефицит ощущается в отношении креативщиков и организаторов. Специалистов этого профиля вузы не готовят; их обучение в полевых условиях – результат усилий отдельных энтузиастов, которые и сами обучались на практике.
Наталья Венерова, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»
Наталья Венерова, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива», приводит статистику конкуренции среди специалистов: в прошлом году на одну позицию претендовало 7-8 человек, в нынешнем – шесть. По наблюдениям Натальи, увеличилось количество запросов на частичную или проектную занятость.
Александр Шумович считает, что и со стороны специалистов заметна тенденция скорее к проектной занятости и фрилансу, чем к работе в штате: людей, предпочитающих «удаленку», стало гораздо больше. Анастасия Талызина добавляет: среди фрилансеров и «удаленщиков», ищущих сотрудничества с конкретной командой, есть те, кто в прошлом работал в штате агентства, соответственно, лоялен и прошел проверку совместными проектами.
По мнению Галины Шабуровой, совладелицы и управляющего партнера коммуникационного агентства ComPie, после карантина произошла сильная ротация кадров, часть агентств сохранила команды, уменьшив зарплаты и перераспределив ресурсы, часть перешли на исключительно проектные команды. По мнению Галины, на сегодняшний день рынок «устаканился».
Анастасия Талызина, HRD креативного агентства МЕЛ
Анастасия Талызина выделяет следующие специальности как наиболее актуальные:
Александр Шумович подчеркивает, что отрасли, как и прежде, нужны профи с хорошим портфолио и глубоким пониманием рынка подрядчиков. Поскольку значительная доля event-индустрии ушла в онлайн, возрос спрос на компетенции в области организации трансляций и взаимодействия с онлайн-аудиторией. Александр считает, что тренд касается как организаторов, так и творческих специалистов, режиссеров и сценаристов.
Анастасия Талызина прогнозирует осенний всплеск спроса на профессионалов после летнего затишья. «А, значит, совсем скоро будут трудности и с квалифицированными руководителями», – заключает Анастасия. При этом, по мнению эксперта, работодатели морально не готовы рассматривать кандидатов старше 50-ти лет, даже если они активны, современны и квалифицированы. «Кандидатам 50+ приходится действительно тяжело, рассказывает Анастасия. – Им приходится скрывать возраст в резюме, использовать иные пути выхода на работодателя, помимо прямых откликов на вакансии».
Анна Олехейко, MICE-директор компании IBC Corporate Travel
Стороннему наблюдателю может показаться, что работа в индустрии развлечений – сплошной праздник, соответственно, желающих стать ее частью всегда достаточно. Анна Олехейко, MICE-директор компании IBC Corporate Travel, поясняет, почему поиск сотрудников в отрасли никогда не был легким: «В нашей отрасли найти людей всегда было непросто: для работы с мероприятиями соискатель не должен рассчитывать на высокую оплату труда, поскольку event-индустрия считается низкомаржинальной. При этом он должен владеть многими профессиональными навыками: умение структурно мыслить, управлять процессом, видеть дальше и больше клиента, разбираться в самых разных, казалось бы, далеких от профессии областях, хорошо считать, владеть языком, быть коммуникабельным, ответственным, стрессоустойчивым и креативным». По мнению Анны, перечисленные навыки сегодня так же актуальны, как и вчера. К списку можно добавить способность приспосабливаться к меняющейся ситуации, вовремя реагировать на карантинные ограничения и рост покупательской способности потенциальных клиентов.
Наталья Венерова убеждена, что современный event-менеджер должен владеть навыками проведения онлайн-мероприятий. «Event-менеджер, который неуверенно чувствует себя во время zoom-конференции или Skype-собеседования, будет выглядеть как минимум странно», – поясняет эксперт.
Александр Шумович в качестве ключевого навыка выделяет мультизадачность. Важны коммуникативные навыки, финансовая грамотность (для составления смет). Критически важна способность укладываться в дедлайны. Александр дает подсказку соискателям: пунктуальность оценивается на самом первом этапе отбора, так что присылать тестовое задание лучше вовремя, и не стоит опаздывать на собеседование.
Анастасия Талызина называет ключевые навыки для отдельных профессий.
Галина Шабурова, совладелица и управляющий партнер коммуникационного агентства ComPie
Галина Шабурова в качестве метанавыка выделяет самоуправление, то есть способность самостоятельно ставить цели и находить пути их достижения, опираясь на выбранные ресурсы. Сейчас, как никогда, важна стрессоустойчивость, способность сохранять темп и не выгорать, работая в динамичной среде. Конечно, представителю индустрии развлечений важно быть талантливым специалистом по коммуникациям, в том числе – чтобы в непредвиденной ситуации оперативно найти решение.
На Trud.com с января по август 2021 года количество вакансий в категории «Шоу-бизнес» выросло на 62%. Статистика подтверждает тенденцию, на которой акцентировали внимание эксперты: event-индустрия приняла вызовы, выработала новые подходы и с оптимизмом смотрит в будущее.