Внутренний коммуникатор — это Леонардо да Винчи XXI века

  • Екатерина Тышковская, куратор факультета Employer Brand Development школы MACS, поделилась опытом работы в индустрии коммуникаций, рассказала о совместном выступлении с группой «Ария» и почему внутренние коммуникаторы уже не нужны.

 

БЛИЦОПРОС

Каковы принципы твоей жизни?

Верить людям, не бояться ошибаться, не бояться боли. Потому что человеку нельзя сделать больнее, чем он может выдержать. И не бояться нового опыта, потому что не бывает лишнего опыта.

 

Событие, которое изменило твою жизнь?

Мою жизнь кардинально изменило рождение дочери Евы.

 

Какие люди тебе импонируют?

Мне импонируют открытые, честные, результативные, неленивые люди.

 

Что тебя заряжает, драйвит, мотивирует в жизни?

Что меня драйвит?.. Меня драйвит идея, что каждый день ты можешь стать лучшей версией себя.

 

   

 

ИНТЕРВЬЮ

Кем ты мечтала стать в детстве?

В восемь лет я прочитала книгу «108 минут и вся жизнь» о первом полете в космос Юрия Алексеевича Гагарина. Я пришла к маме и говорю: «Я хочу стать первой женщиной-космонавтом», а мама говорит, что нет, уже не получится: «Валентина Терешкова до тебя слетала». Я подумала, что номером два я быть не хочу. Поэтому я стала первой женщиной во внутренних коммуникациях. (Смеется.) Шучу, конечно! Хотя, в тот период, наверное, так оно и было. Потому что начала я свой профессиональный путь лет пятнадцать назад, и тогда внутренние коммуникации действительно были в единичных компаниях. Таких как «Русал», «ЮКОС». И вот, в какой-то момент, они появились как выделенная функция в «ВТБ24». Я была первым руководителем, который возглавил это направление в таком большом, ярком банке.

 

Если бы у тебя была возможность выбрать профессию заново, что бы ты выбрала?

Всю свою жизнь я только и делаю, что перевыбираю профессию. Начинала я как музыкант, т.к. отучилась в музыкальной школе и музыкальном училище. Затем в университете я окончила факультет культурологии. Спустя пять лет после окончания университета я уже получала MBA в Высшей школе экономики по специальности «политические и бизнес-коммуникации». Два года назад я прошла mini-MBA в бельгийской школе Vlerick по программе развития лидерства в цифровой среде, и там я уже занималась вопросами digital и управленческих коммуникаций. Также был интенсив в «Британке» уже по визуальным коммуникациям. Это все, по большому счету, дополняет мой опыт и меняет меня, в том числе как профессионала.

 

То есть мы могли бы тебя увидеть в качестве рок-звезды?

(Смеется.) Кстати, я выступа с группой «Ария». Когда я училась в университете, у этой группы был большой концерт в «Лужниках», а я стояла на одной сцене с Кипеловым на бэке. Так что в моей жизни был рок. (Смеется.)

 

Существует ли баланс между личной жизнью и работой?

Я думаю, что баланс между личной жизнью и работой существует. В принципе, я не разделяю время как время для личной жизни и время для работы — это единый поток, и планировать его нужно соответственно. В жизни обязательно должны быть любовь, семья, дети. Но работа позволяет тебе реализовываться и позволяет расти как профессионалу. Это необходимая часть жизни современного человека.

 

  

 

Как не поддаться профессиональному выгоранию?

Нужно подпитывать интерес к той работе, которую ты выполняешь. Очень часто внутренним коммуникаторам приходится сталкиваться с большим количеством рутинных и, как им кажется, некреативных задач. По факту: сформировать списки, заключать договоры и прочее. Такие забюрократизированные процедуры в компании действительно не приносят удовольствия. Но тут очень важно понимать, что без вот этой самой бюрократии ты не сделаешь яркие wow-проекты. Особенно в больших структурах. Также, чтобы не выгорать на работе, нужно хулиганить.

 

Назови самое важное качество коммуникатора?

Определенно, должна быть жизненная энергия. Потому что это в некотором смысле выматывающая профессия. Но с другой стороны, ты черпаешь силы как дирижер, как пианист от той аудитории, к которой ты обращаешь свое искусство. Драйв и жизненная энергия — это два самых важных качества коммуникатора.

 

Какие специалисты требуются сегодня в быстро меняющейся индустрии коммуникаций?

Если в 70–80-е годы в бизнесе сформировалась такая ситуация, что требовались узконаправленные специалисты, то в XXI веке снова вернулся такой тип концептуального эксперта, который существовал, например, в эпоху Возрождения. Вспомните Леонардо да Винчи, который был большим мастером и скульптуры, и архитектуры, и даже инженерии. Вот сейчас внутренний коммуникатор — это Леонардо да Винчи XXI века. Это человек, который должен обладать и опытом, и навыками разработки стратегии. Он должен быть и маркетологом, и специалистом по брендингу. Также инструментально понимать, как делаются коммуникационные кампании. В целом, он должен быть изобретателем. И как Леонардо да Винчи изобрел вертолет, так и внутренний коммуникатор может каждый день изобретать новые форматы коммуникаций.

 

Какие навыки в рамках школы MACS вы планируете прокачать у студентов?

Современный специалист в области employer brand менеджмента должен прежде всего, приступая к любой задаче, подниматься на самую вершину и смотреть на ситуацию целиком. Так у человека будет более четкое понимание, какое место данная задача или его фронт работы занимает в компании, какую «боль» бизнеса он решает, и зачем он вообще это делает. Подступаясь к задаче не с инструментальной точки зрения, а со стратегической, у тебя больше шансов решить конкретную проблему и «боль» твоего (неважно — внешнего или внутреннего) клиента. Поэтому самое главное, чему мы будем учить, — это не только что и как делать, но и зачем.

 

  

 

Какой должна быть внутренняя культура в компании, чтобы она стабильно росла, а сотрудники становились амбассадорами?

Не бывает правильных или неправильных культур и не бывает неправильных людей. Бывают люди, которые приняты на работу в неправильное место или не в то время. И для того, чтобы возникала эта самая любовь между сотрудником и его работодателем, очень важно соотнести ожидание и реальность. Этим, собственно, и занимается employer brand директор. Он определяет те самые сильные конкурентные преимущества, которые есть у компании работодателя. Затем оценивает с человеком, который занимается привлечением людей в компанию, — тот самый профиль, который необходим, чтобы решать задачи бизнеса. И когда встречаются потребности бизнеса, конкурентные преимущества конкретной компании и потребности человека, которого хотят нанять на работу, организуется очень такая целостная гармоничная картина, здоровая атмосфера, которая позволяет решать задачи и делать людей счастливыми.

 

Индустрия коммуникаций живет тем, что многие специалисты — самоучки. Как ты считаешь, можно ли построить успешную карьеру без профильного образования?

Можно ли сделать карьеру, не обладая профильным образованием? Ответ: однозначно да. Не бывает нерешаемых задач. Но MACS — это та школа, которая является ускорителем твоей карьеры. Ты будешь учиться на живых проектах и собирать необходимую базу и знаний, и контактов для того, чтобы впоследствии трудоустроиться и быть успешным на работе. У тебя будет и огромное количество людей, с которыми ты сможешь делать проекты в будущем, и база консалтеров, подрядчиков, людей в событийном маркетинге, которые помогут тебе делать яркие проекты.

 

Тернистым ли был твой собственный карьерный путь?

Мой карьерный путь всегда был очень интересным, потому что я находилась в компаниях в самый интересный момент жизненного цикла. А мои наставники всегда были очень яркие лидеры — сложные, харизматичные, но они стали настоящими учителями в моей жизни.

 

И в заключении о тенденциях индустрии коммуникаций. В каком направлении эта сфера развивается и какие трансформации ты ожидаешь?

Как будет трансформироваться профессия внутреннего коммуникатора в ближайшее время?.. Я скажу крамольную мысль, но внутренние коммуникаторы уже не нужны компаниям. Нужны специалисты по интегрированным коммуникациям, необходимы комьюнити-менеджеры.

 

Поделиться