Борис Альхимович, управляющий партнер Redday event
Борис Альхимович, управляющий партнер Redday event
В нашем бизнесе все держится на людях, их талантах, вовлеченности и мотивации. Люди — это главный капитал творческого бизнеса. Я твердо уверен, что им нужно доверять. Не бояться и доверять по-настоящему, как себе. Риск потерь от того, что доверишься не тому человеку, в разы меньше той колоссальной пользы, которую можно достичь доверием.
Особенное внимание необходимо уделять поиску и набору людей в команду. Опыт показывает, что гораздо сложнее сделать из посредственности отличного специалиста, чем из отличного — гениального. Кроме того, для творческого бизнеса критически важна позитивная синергия в команде, поэтому люди должны дополнять друг друга, а не ослаблять. Ищите тех самых людей!
Не все клиенты — ваши клиенты. Бывают такие, которые вам не подходят. Я считаю, что лучше отказаться от клиента, который ломает вашу технологию, рушит ваши ценности, и пойти дальше с командой, разделяющей ваше видение.
Один мой хороший знакомый рассказал историю про шеф-повара, который периодически лично вставал на раздачу, чтобы быть в теме, не закостенеть и не потерять навыки. Так и в творческой индустрии: важно регулярно выходить из «кабинета топ-менеджмента» и лично самому погружаться в проекты. В Redday, кстати, таких кабинетов вообще нет! :)
Это правило близко вышеозвученному, но отличается тем, что выход из своего узкого круга подразумевает живое общение. Нашему бизнесу крайне полезно обмениваться информацией с внешним миром. Общайтесь, делитесь, обсуждайте проблемы с конкурентами, клиентами, коллегами или людьми из совершенно иных сфер, посещайте бизнес-клубы или создавайте их.
Очень часто творческое решение — это соединение нескольких элементов уже реализованных идей. Чем больше вы знаете, видели, чувствовали, тем больше шансов соединить что-то в нужный момент и создать новое и актуальное.
Творческая сфера заведомо нестабильная, странная и не всегда понятная, поэтому лучший вариант — ничего не бояться и идти вперед, радоваться новым вызовам и принимать их.
Любите и просите от окружающих обратную связь. Мнения коллег, оценки от клиентов, комментарии партнеров — все это надежный способ понять, а тем ли вы занимаетесь. Важно уметь принимать критику, даже если это тяжело.
Продолжение этой фразы из армянского мультика про рыбака и говорящую рыбу звучит так: «…Оно не пропадет и добром к тебе вернется». Это правда. Помогайте даже неблизким людям экспертизой или рекомендацией, выполняйте небольшие просьбы — это хорошие инвестиции.
Многие творческие бизнесы начинались как стартап из двух человек в крошечном офисе. В тот момент, в самом начале пути, мы все являемся очень гибкими, ловкими и молодыми. Важно оставаться гибкими, ловкими и молодыми в душе всегда, даже превратившись в небольшую корпорацию, — в этом же и есть смысл творчества.