Музеи XXI века: технологии, креатив, маркетинг

  • Евгения Киселёва, руководитель департамента маркетинга и связей с общественностью Пушкинского музея

 

Евгения, расскажите о вашей работе. Как строятся коммуникации в такой структуре, как музей? Сильно ли отличаются от работы в других компаниях?

Музеи сегодня переживают бурный этап развития. Помимо хранения и изучения произведений искусства, музей берёт на себя функции образования, развлечения, социализации аудитории. Постепенно на наших глазах музей из консервативной и требовательной к посетителю институции становится пространством диалога, самовыражения, неотъемлемой частью повседневной жизни человека.

 

Сегодня исчезает разделение между высокой, элитарной культурой и культурой массовой. Посещение выставок, стремление быть в курсе последних событий сферы искусства — безусловный тренд, который очень помогает в работе с общественностью. Но вместе с тем эта же тенденция накладывает всё больше обязательств — говорить на одном языке со своей аудиторией, чувствовать потребности зрителя, более тонко выбирать каналы и формы коммуникации. Мероприятия играют в этом процессе очень важную роль.

 

Какие конкретно мероприятия проходят в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина?

В Пушкинском музее в среднем проходит 370 собственных мероприятий в год. Это открытия выставок, научные конференции, концерты, лекции, дискуссии, детские мероприятия, презентации, кинопоказы, квесты, акции и фестивали. Событийная часть жизни музея в точности соответствует мультидисциплинарному духу ГМИИ. 

 

Мероприятия организуются не только в главном здании музея, но и в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, Отделе личных коллекций, усадьбе Голицыных в Мемориальной квартире Святослава Рихтера, которые также являются частью ГМИИ имени А.С.  Пушкина. Регулярный характер носит фестиваль «Пятницы в Пушкинском», в рамках которого каждую пятницу осени и весны, придя в музей, посетитель получает в подарок билет на экскурсию или концерт. По-прежнему популярен ежегодный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», который пройдёт в этом году в 36-й раз. Музей участвует в больших городских акциях, но, помимо этого, проводит собственные проекты, такие как «Я покажу тебе музей», «Рисуем вместе», «День рождения Пушкинского».

 

В своих новых мероприятиях музей стремится сделать процесс восприятия искусства трёхмерным, вовлечь зрителя в диалог, сделать посетителя не созерцателем, а участником происходящего. Мы приглашаем обсуждать, рисовать, фотографировать, отгадывать — словом, активно взаимодействовать с музеем и его коллекцией.

 

 

Сколько человек заняты в продвижении музея и организации мероприятий? У вас постоянная слаженная команда?

В Пушкинском работает 650 человек. Это хранители, реставраторы, администраторы, кассиры, охрана, смотрители и другие люди, отвечающие за разные аспекты жизни музея. В отделе маркетинга и связей с общественностью сейчас работают 15 человек, сюда относятся секторы прессы и протокола, новых медиа, маркетинга и рекламы, программа «Друзья музея» и региональные проекты. Инициировать мероприятие может сотрудник любого отдела, наша задача — управлять потоками информации и способствовать успешной коммуникации. Собрание Пушкинского объединяет произведения искусства с древнейших времён до наших дней, поэтому самое главное — найти правильный формат, чтобы рассказать о коллажах Матисса, мелкой пластике Древнего Египта или коптских тканях именно тем людям, которые смогут это воспринять.

 

И в этом деле без надёжных партнёров не обойтись! Работаете ли вы с агентствами, как вы подбираете подрядчика под то или иное мероприятие?

Мы работаем с агентствами по размещению рекламы, производству сувениров и полиграфии. Для организации мероприятий практически не привлекаем к работе подрядчиков, главным образом из-за специфики работы в музейном пространстве. Но объёмы работы действительно очень серьёзные, и справляться только своими силами становится всё труднее, поэтому сейчас мы начинаем думать в этом направлении.

 

 

Расскажите о специфике организации событий в Пушкинском музее.

Представьте себе, что вы проводите мероприятия в пространстве, наполненном бесценными произведениями искусства различных эпох и цивилизаций. В Пушкинском музее существуют ограничения по высоте звука, интенсивности освещения, влиянию на температурно-влажностный режим, количеству одномоментно находящихся в зале людей. По той же причине вся документация, необходимая для вноса оборудования или входа людей, задействованных в мероприятии, оформляется особенно строго и долго. Учитывая, что мероприятия в музее проходят практически каждый день, иногда на нескольких площадках одновременно, их координация максимально регламентирована. К огромному сожалению, относительно камерное пространство залов музея не позволяет делать мероприятия более чем на 150-200 человек одномоментно.

 

Вы не планировали проводить outdoor-мероприятия?

Такие мероприятия проводятся. Мы организуем экскурсии по кварталу, рассказывая об истории музея и соседних зданий, огромным успехом пользуются «Дни открытой стройки» — мероприятия, проходящие на площадках строительства и реконструкции будущих зданий Музейного городка. С прошлого года на внешней колоннаде главного здания проходят лекции образовательных программ. Такие проекты, как «Музей в «Музеоне», позволяют нам общаться с аудиторией в пространстве города. Помимо этого, мы заняты процессом дигитализации многообразного контента музея. Наиболее важные дискуссии и концерты транслируются или записываются для видеоблога на YouTube. Мы начали практику радиоэкскурсий по выставкам, делаем интернет-тесты и игры на основании произведений из запасников и постоянной экспозиции. Очень важную роль в коммуникации играют видеоролики и тизеры к выставкам, за которые также отвечает наш отдел. Пару недель назад был представлен проект «виртуальный музей», который позволяет совершить прогулку по залам музея, находясь в любой точке земного шара.

 

 

Какой результат приносит подобный способ продвижения? Не теряет ли музей в посещаемости в результате перевода зрителей в веб?

Напротив, очень многие интернет-услуги сегодня входят в разряд ожиданий первого уровня. Помимо этого, сегодня музей работает на пределе возможностей здания. И если количество людей, приходящих в музей в год, в среднем составляет миллион, то количество людей, являющихся потребителями нашего контента в интернете, в десятки раз больше. Помимо показателей посещаемости, важно качество контакта и степень вовлечённости зрителя. Нам очень важно осознавать, что значительная часть людей, посещающих Пушкинский, ходят в музей с детства и демонстрируют высокую лояльность. Также большая часть наших посетителей — любители искусства и профессионалы сферы культуры. Это невероятно образованная и просвещённая публика, мнением которой мы дорожим. Поэтому, помимо повышения посещаемости, очень важная задача — сохранение того уровня, который отличает проекты музея, и поддержание репутации.

 

 

 

 

 

Фотограф: Михаил Розанов (интерьер музея), Денис Федосеев (портреты)

Поделиться