Баланс творчества и бизнеса

  • Артём Крючков и Артём Зотиков, 2A Production

 

Расскажите об истоках компании. Как всё начиналось, кем поначалу вы работали?

Крючков: Сразу хочу отметить, чтобы не было путаницы, что владельцем компании является Артём Зотиков. Я занимаюсь продвижением и всеми коммуникациями.

 

Зотиков: Познакомились мы ещё в студенческие годы. Мои студенческие. Крючкову тогда было 16 лет. Встретились мы в клубе JetSet, где я подрабатывал. Я был связан с технической частью, он — с гардеробом.

 

Крючков: Но вскоре моя карьера пошла в гору, и я стал официантом в кафе! :)

 

Зотиков: А я так и продолжал заниматься техникой, никакого карьерного роста не произошло! :) С того момента прошло более двенадцати лет. Всё это время мы поддерживали отношения. Как-то раз Крючков искал работу и обратился ко мне за помощью. Я предложил ему должность в одной из компаний, где раньше трудился, и он, начав работать там, постепенно погрузился в мир технического бизнеса.

 

Крючков: Мне очень помогло то, что я поднимался с самых низов карьерной лестницы. Сейчас моя работа также тесно связана с ночными клубами и разнообразными мероприятиями, но, благодаря прошлому опыту, я полностью знаю обо всех «внутренностях» этого мира, что помогает мне правильно оценивать каждую единицу, задействованную в том или ином событии, для меня нет разделения на младший и старший персонал, я стараюсь одинаково уважительно относиться к любому участнику команды.

 

Во время моего поиска себя я перепробовал достаточно много профессий, связанных так или иначе с event-бизнесом. Всё это время мы с Артёмом Зотиковым постоянно пересекались: все event’ы, которые я организовывал, требовали качественного технического обеспечения, и мы не раз работали вместе, плечом к плечу. В один вечер я приехал в ресторан «Гимназия» по делам, и встретил там Зотикова, у которого было там очередное совещание, на тот момент он работал в одной из крупных компаний, занимающихся техническим обеспечением мероприятий. Мы перекинулись парой слов, я рассказал ему, что нахожусь в поиске новой работы. Зотиков предложил своему начальнику мою кандидатуру в качестве человека, закрывающего весь пиар компании, мы договорились об условиях, и я начал работать, а примерно через месяц он покинул офис, в который меня сам же и привёл. У него началась история с собственным бизнесом.

 

Зотиков: Я ушёл на фриланс и выполнял роль технического директора на различного рода мероприятиях. Естественно, возникала потребность привлекать людей на проекты, я не мог всё делать один. Наверное, мне везло, но у нас собиралась команда болеющих за своё дело людей, талантливых профессионалов с огромными амбициями. Так неотъемлемыми частями команды стали Паша Кутиков, Женя Вислобоков, Катя Кульпанова, Серёжа Аммалайнен, а в один из моментов я пригласил и Артёма Крючкова.

 

 

Собралась классная команда, но руководящее место занял именно ты?

Зотиков: Просто так случилось. В тот момент времени, когда я начал самостоятельную деятельность, было много интересных, крупных проектов, которые требовали профессионального подхода. Если вопросов с командой не возникало, то потребность в решении организационных моментов, связанных с оборотными средствами, собственным офисом и юридическим лицом ощущалась с каждым проектом всё сильнее. По стечению обстоятельств именно эти задачи и легли на мои плечи. 

 

А я всегда думала, что 2А — это два Артёма.

Зотиков: Так думают многие. Мы даже решили оставить эту легенду для клиентов. Она родилась сама собой, как и компания! :) Не будем развеивать этот миф.

 

Вы до сих пор дружите? Или дружба дружбой, а бизнес врознь?

Зотиков: В первую очередь мы друзья, только потом — партнёры по разным бизнесам, которые ведём.

 

Крючков: Мы скорее партнёры по жизни! :) Самореализации, работе.

 

Но между работой и дружбой такая тонкая грань… Не устаёте друг от друга?

Крючков: Мы на выходных друг от друга отдыхаем.

 

Зотиков: Нерабочее время — святое. Мы действительно перестали встречаться на выходных, не звоним друг другу после рабочего дня, и, даже если всё-таки встретились вне работы, все связанные с бизнесом моменты просто не затрагиваем в разговорах. К тридцати годам начинаешь понимать, что, несмотря на превращение хобби в работу, на себя и свои мысли тоже нужно оставлять время и пространство.

 

 

Давайте перейдём к вопросам насущным. Насколько я понимаю, сейчас у вас основное направление — это техническое обеспечение мероприятий?

Крючков: Назовём это техническим менеджментом. Но помимо технической составляющей мы увлекаемся разными формами искусства.

 

У вас технический склад ума? Ведь вы занимаетесь далекими от гуманитарных наук вещами.

Зотиков: Вузы мы оба заканчивали технические, хотя у Артёма Крючкова в дипломе написано что-то про пиар. У всех сотрудников также техническое образование.

 

Крючков: Каждый занимается своим делом, обязанности чётко разграничены.

 

Визуально вы производите впечатление свободных питерских парней, связанных исключительно с творчеством. Но это визуально. Выходит, логическая и креативная составляющие мирно вместе сосуществуют внутри вас?

Зотиков: Это мы себя на диалог переключили, вот ты нас такими и видишь. А вообще, мы жёсткие технари! :) Шутка.

 

 

От вас веет свободой.

Крючков: Мы не технари и не айтишники, мы работаем с event’ами, концертами, фестивалями, мы против клише, стереотипов, потому что мы современная компания и общаемся с вами на вашем же языке.

 

Зотиков: Мы постоянно мониторим рынок специалистов — интереса ради. Наблюдаем за изменением — меняется склад ума, характер, подход к работе.

 

Крючков: Event-рынок стал более современным, более открытым. При огромной конкуренции и самых разных предложениях выигрывает только тот, у кого свежий взгляд на вещи, для кого креатив не пустой звук. Без творчества, одним словом, никуда. Своим умом ты часто не можешь до этого дойти, поэтому нужно следить за новостями индустрии, много читать и смотреть, чем-то вдохновляться. Тогда будет расти и твой профессиональный уровень.

 

Ваш проект Present Perfect Festival — это про креатив и творчество?

Крючков: Конечно, это выход творческой энергии. По крайней мере, в моей жизни. Проект мы с Зотиковым и ещё одним нашим другом и коллегой Дмитрием Агалаковым разрабатывали самостоятельно, сами находили инвесторов. Но это уже к разговору о некоем даре убеждения, о поиске готовых поверить в тебя и твою команду людей.

 

Зотиков: Мы делаем всё это для себя, нам попросту интересно. PPF —  это что-то новое.

 

Крючков: И при этом мы ограничены в ресурсах, которые можем потратить на «что-то новое».

 

Зотиков: Если бы было больше инвестиций, мы бы привлекли больше специалистов. В рамках Петербурга мы выжимаем из проекта максимум.

 

Крючков: Да, малыми средствами добиваемся максимального эффекта. Вся концепция фестиваля завязана на совокупности таких составляющих, как музыка, искусство и технологии. Мы берём 10 000 квадратных метров завода и на два дня превращаем их в парк аттракционов для взрослых. Это сплошной креатив, и мы этим живём. При этом нам нравится делать и конференции, и коммерческие истории, но сам собой выходит небольшой перевес в сторону фестивалей, музыки, искусства, андерграунда.

 

Зотиков: Но даже при работе со стандартными мероприятиями мы получаем новый опыт, информацию, прокачиваем свои навыки.

 

 

Вы вообще когда-нибудь отдыхаете?

Крючков: Вообще — никогда.

 

Зотиков: Отслеживаем жизнь по репостам в социальных сетях и по ним же собираем воспоминания. Помню, в июле этого года работали на износ: фестиваль за фестивалем, технические накладки, плохая погода. Но какие фотокарточки остались!

 

Крючков: Из всего этого мы черпаем вдохновение, которое потом переносим на коммерческие проекты.

 

Зотиков: Не только вдохновение. На таких проектах мы получаем бесценный опыт, который не даст нам коммерческая работа. Мы можем создать всё так, как захотим сами. Сделать выводы, и, если некоторые элементы выйдут лучше, чем ожидалось, перенести их на текущие проекты. Да и весь прокатный мир Санкт-Петербурга, мне кажется, отрекламировался на наших фестивалях. Ещё один плюс.

 

Крючков: Мы делаем интересные постановки, разрабатываем стейдж-дизайн, контент, и всё это на собственный страх и риск, показываем, как вообще можно работать. А-ля: «Ребята, если вы нам доверите какую-то творческую задачу, мы можем её очень круто решить, а делаем мы вот так, так и так». И показываем это на примере. Мы пытаемся менять подход к event’ам в Петербурге, быть на острие. Зотиков помогает мне решать мои задачи, я помогаю ему с его задачами, и выходит взаимовыгодное сотрудничество, дружба, партнёрство, баланс инь-ян, в конце концов.

 

 

Почему вы ещё не в столице? Ведь там возможностей намного больше, чем в Петербурге.

Зотиков: Этот вопрос всплывает постоянно. Пока что мы здесь. 

 

Крючков: А зачем нам туда ехать? Ведь мы живём в четырех часах езды на «Сапсане» и в случае острой необходимости можем быстро посетить Москву.

 

Я родился здесь, Зотиков родился в Мурманске, но переехал в Питер при поступлении в институт, так что, считай, всю сознательную жизнь он тоже провёл в Северной столице, все друзья и семьи в этом городе. У нас есть цель обратить внимание крупных заказчиков из Москвы на нашу компанию, мы упрямо к ней идём.

 

Мы достаточно наделали делов за два с половиной года существования команды, и именно результатами своей деятельности будем «призывать» Москву к сотрудничеству. А не визитками компании на каждой конференции.

 

Зотиков: Можно сказать, что определённой фигуры, занимающейся непосредственно продажами, в компании-то и нет. Нас постоянно рекомендуют, советуют, поэтому поток клиентов не иссякает.

 

Крючков: Может быть, это не совсем правильно со стороны бизнеса, но мании заработать золотые горы у нас нет, мы молодые ребята, которые получают удовольствие от творческих проектов. Мы сделали работу частью своей жизни, мы существуем на ней 24/7 и не жалеем об этом.

 

Вы считаете себя перфекционистами?

Крючков: Да.

 

А настоящий перфекционист может быть доволен своей работой на сто процентов?

Крючков: Может.

 

И что происходит с ним в этот момент?

Крючков: После этого он перестаёт быть перфекционистом! :)

 

Тут такая штука. Мы ставим себе очень большие цели — и личностные, и внутри компании. Фестивали всего лишь этап. Я, например, хочу жить и работать по всей планете, хочу много путешествовать и заниматься интересными проектами. Цель глобальна и размыта. Поэтому она даёт мне импульс, очень важную в жизни штуку. Я стараюсь не ставить себе маленьких целей, мыслить масштабно.

 

Зотиков: Если два года назад у меня было множество нереализованных идей, проектов, желаний, то теперь я смотрю на каждое из них через призму опыта. Решаемо всё. И всё возможно. Мы многое хотели попробовать, и у нас это получилось. Но пробовать можно ещё очень много чего.

 

Крючков: Мы написали себе двадцать целей на год и стараемся к ним двигаться.

 

 

 

 

Об обстоятельствах, в которых рождается всё гениальное. Где и при каких условиях это случается? И как происходит отбор: чему суждено жить, чему никогда не быть реализованным?

Крючков: На самом деле каждый из нас всё придумал уже давно. Просто для каждой идеи нужно своё место и время.

 

Зотиков: У каждого из нас высокая насмотренность материала, мы можем решать разные задачи, мы знаем, куда обратиться с тем или иным вопросом, где найти правильных людей. Но в разрезе коммерческих проектов быть или не быть, конечно, решает клиент, не всегда наши горящие глаза способны дать жизнь идее. Ведь мы всё-таки работаем для заказчика, по большей части. Все личные амбиции и задумки реализуем в личных проектах.

 

В общем, я так поняла, что у вас всё здорово и гармонично развивается и вы прилагаете максимум усилий, чтобы так было и дальше.

Крючков: Слушай, все не так гладко развивается, как может показаться со стороны. Мы просто выбрали свою стратегию движения в бизнесе. Мы не посещаем миллионы конференций, не нанимаем продажника, не заказываем прямую рекламу. Одним словом, мы не просим человека работать с нами, мы стараемся грамотно представлять себя, а он уже сам решает, как и с кем ему комфортно работать, рынок очень большой. Мы пытаемся идти нестандартным, оригинальным путём.

 

Последний вопрос. Где отводите душу, отдыхаете разумом и телом, кроме родного Петербурга?

Крючков: Своей отпускной командой объехали уже всю Азию. В следующем году хотим в Южную Америку. Во время поездок, конечно, немного отвлекаемся на работу, но новые впечатления и то, что происходит вокруг нас, просто заставляют захлопнуть ноутбук. Да, я приезжаю в отпуск и выключаю все телефоны. Артём Зотиков не может отключиться, у него другая степень ответственности, он же ведёт компанию.

 

Зотиков: Мне нужно постоянно держать руку на пульсе, каждый проект — живой организм, всё постоянно корректируется, меняется.

 

Крючков: Понимаешь, ты не можешь опоздать на event, проспать, прийти попозже, что-то не сделать. Событие начнётся и закончится вне зависимости от того, успел ты или не успел. Оно живёт своей жизнью. И вот это понятие дедлайна нас, к сожалению, так или иначе постоянно сопровождает. Даже в отпуске. Поэтому мы стараемся всё грамотно просчитать и всё успеть, но разные роли требуют разной вовлечённости.

 

 

 

 

 

Фотограф: Никита Матвеев (съёмка интервью)

Площадка: Commode

Поделиться