80% завода, 20% креатива

  • Арт-директор интеллектуального клуба «60 секунд»

Дарья, давайте начнём с главного — расскажите, как у вас родилась идея создания проекта «Креативный завод». Ожидали ли вы подобного спроса на консультации в сфере креативного менеджмента?

Идея создания «Креативного завода» появилась два года назад во время моей работы в агентстве «Подъёжики» на должности креативного директора. Когда я только пришла в это агентство, в московском офисе нас было пять человек. За четыре года мы выросли в одну из самых крупных компаний и самую коммерчески успешную. На тот момент нам нужно было систематизировать и передавать накопленные знания, поэтому мы соединили воедино все наши лучшие наработки и сделали внутренний образовательный курс.

 

Массив задач и открытий, с которым я столкнулась за это время, позволил выявить восемь основных двигателей того самого «Креативного завода». А само название проекта подкинул мне Миша Воронин. В 2010-м, когда в агентстве нас было ещё «полтора человека» и нужно было за утро утвердить порядка девяти концепций, Миша открыл почту и сказал: «Да слушайте, у вас тут креативный заводик настоящий!»

Построить производительную компанию в сфере креативных услуг, которая работает без тебя, непросто. «Креативный завод» — компания, в которой не нужно постоянно держать руку на пульсе и волноваться, какого качества будут мероприятия, когда вы будете в отпуске.

 

Восемь основных заторов любого креативного бизнеса, восемь технологий, которые я за это время нашла, я облекла в формат интенсива. Было желание помочь рынку подняться на ступеньку вверх, так как на тот момент эту ступеньку мы уже прошли. Я собрала демотренинг — бесплатный формат, который позволяет выявить, есть ли на рынке спрос. Гадала, соберется ли народ. Но пришло 45 человек, и после этого пошло-поехало. Сейчас у нас прошел уже 22-й «Креативный завод», причём не только в России: недавно были в Беларуси — посетили 17 городов за один год.

Получается, что на вашем интенсиве каждый находит ответы на свои вопросы. Как вы этого добились? Что лежит в основе обучения: практические советы или важные теоретические аспекты?

В любой правильной коммуникации нужно сразу «прочекать» взаимные ожидания. Именно поэтому у меня любой семинар начинается с того, что мы с людьми общаемся и я узнаю, с какими ожиданиями они пришли. Ведь «Креативный завод», несмотря на то что название состоит из двух слов, на 80% не про креатив, а именно про «завод». Я рассказываю про то, как поставить на поток, казалось бы, сложный процесс производства креативных идей, концепций, визуалов, баннеров и другого. Это и планирования прибыли, и поиск клиентов и сотрудников, и технологии встреч — в общем, всё то, что связано с жизнью креативной структуры. Это конвейерный (в хорошем смысле этого слова) подход, когда у всех членов команды есть четкий функционал, а не все всё делают одновременно. И лидер не является тем, кто всё делает лучше всех и на ком замыкается весь контроль. Для маленького агентства этот формат ещё подходит, но на мощном потоке тендеров так работать не получится. На «Креативном заводе» я говорю обо всем, что связано с технологиями, которые позволяют оптимизировать рабочий процесс, высвободить время для других, не менее важных дел :), а не заниматься креативной рутиной каждый день.

 

Однако в обучении форма не менее важна, чем содержание! «Креативный завод» за время своего существования эволюционировал на 180%. Изначально мы делали его в формате лекций, но очень быстро стало очевидно, что специализированная информация с таблицами и формулами вызывает «тяжесть в голове». Поэтому постепенно мы стали перекручивать информацию в формат бизнес-игр. Мы стали создавать пространство нового опыта наших участников. Потому что их среда неоднородная. У кого-то есть опыт в тех вопросах, которые мы раскрываем, и есть запрос на его систематизацию. Кто-то, кто больше работал в режиссуре или, например, в области ведения мероприятий, очень часто не имеет возможности понять, что происходит до и после его функционала. А если он хочет вырасти из «маэстро-супермена» в структуру, которая может функционировать без него, он должен получить представление и опыт работы в «большой структуре». Создание такой среды — уникальный опыт, потому что я никогда до этого не делала подобного. В «Подъёжиках» мы проводили тимбилдинги, но они были несложные с точки зрения понимания того, как должны вести себя люди, чтобы прийти к нужному результату. А вот бизнес-игра — это 180-й уровень тимбилдинга. Те восемь бизнес-игр, которые мы сейчас придумали, — это действительно edutainment, в котором заложены образовательная и развлекательная составляющие, education и entertainment. Я говорю о методике, которая позволяет на уровне всех пяти чувств воспринять информацию. Когда ты какую-то абстрактную величину, с которой постоянно сталкиваешься в креативном менеджменте, переносишь на очень понятный воркшоп, это позволяет людям лучше понять, о чём идет речь. И ту систему, которую я им предлагаю, быстрее можно принять и попробовать внедрить.

Поэтому у нас, конечно, 80% — это практика, через которую люди приходят к теории. Это уникальный формат, и я очень горжусь этим курсом. Я думаю, что, когда у меня будет больше времени, я его обязательно выведу на международную арену, потому что я хочу, чтобы появлялось больше таких продуктов. На сегодняшний день у нас более 700 человек прошло через «Креативный завод», из них большая часть ставит нам десятку с точки зрения рекомендации своим коллегам и друзьям.

 

Креатив лежит в основе всей вашей деятельности, и, как отметили бы многие, «креатив — он либо есть, либо его нет». Можно ли привить вкус к творчеству? Это реально работает?

У нас есть несколько методик, которые реально позволяют вам выйти из состояния зависшего компьютера, когда глаз «замылен» и множество ограничений в голове. Но к производству креатива я отношусь, прежде всего, как и к производственному процессу.

 

Если мы представим треугольник, в котором есть катет и гипотенуза, то креативность для меня — это гипотенуза. Иными словами, это самый короткий путь к решению задач, умение мыслить out of the box. Креативность — это не «что-нибудь эдакое», не межпланетный полет фантазии, а решение конкретных задач теми ресурсами, которые есть, с минимальным ценовым порогом. В нашем бизнесе креатив — это очень функциональный и измеримый процесс.

Дарья, расскажите о неотъемлемых составляющих организации крупных деловых событий. Какие цели нужно преследовать, чтобы добиться результата? Можно ли выявить определенную формулу успеха?

У любого мероприятия любого масштаба главный критерий оценки успешности — попадание в ожидания тех, кто это мероприятие заказывает и кто является его участниками. То есть главное — уметь «на входе» понимать, сможете ли вы реализовать эти ожидания и прийти к некому общему знаменателю теми ресурсами и средствами, которые есть, и при этом нормально заработать. Вот, собственно, и весь секрет любого успешного мероприятия — попадание в ожидания.

Поделиться