Директор по продажам компании dreamlaser, эксперт в области 3D video mapping
26 мая 2017 г.
В сфере инженерии и аренды видеопроекционных технологий, на рынке России сейчас довольно много конкурирующих компаний с самым разным уровнем профессионализма и парком оборудования. Я уверен, что каждый из читающих этот пост с лёгкостью назовёт, как минимум 3 таких компании. Наверняка, каждый из Вас также знает о существовании проекторов таких марок, как Panasonic, Christie или Barco. А в силу того, что вы уже имели опыт проведения событий с видеопроекционными инсталляциями или мэппингом, вы отдаёте предпочтение какой-то одной марке проекторов (которая есть в арсенале конкретного «проверенного» подрядчика).
Я прав?
Если нет, и вы уже сейчас понимаете к чему я веду, дальше я вас не удивлю.
В противном случае, я раскрою вам «самую страшную тайну» отрасли.
Марка проектора. Panasonic, Christie, Barco и пр.
От марки чаще всего зависит только удобство пользования для самого технического подрядчика. Вам, организаторам событий, всё это должно быть неважно, все проекторы в равной мере эффективны (+/-).
Световой поток проектора. Единица измерения ANSI lm, Люмен по-нашему. Наиболее часто используемые значения проекторов 15 000, 20 000, 30 000 Люмен.
Сами по себе эти характеристики ничего не стоят, вы же заказываете на событие не проектор, а видеопроекционную инсталляцию, у которой совсем другие параметры. Поэтому подход «чем больше люменов в проекторе, тем лучше проекция на событии» - не работает.
Разрешение проектора. Чаще всего: XGA (1024:768 pxl), SXGA (1400:1050 pxl), WUXGA (1920:1200 pxl), 4K (4096: 2160 pxl).
Всем известные телевизионные форматы разрешения HD (1280×720 pxl) и Full HD (1920:1080 pxl) здесь не применяются.
Разрешение используемых проекторов не имеет значение – значение имеет разрешение видеоинсталляции и разрешение итогового контента.
В подавляющем большинстве проектов, физические возможности разрешения проекторов используются на 60% +/-. Особенно это касается масштабных видеопроекционных инсталляций. Чем выше максимальное физическое разрешение инсталляции, тем выше разрешение контента который можно проецировать, тем такой контент дороже и дольше создаётся.
Но и это не самое главное, в случае, когда человек смотрит на проекцию «издалека», он одинаково чётко будет видеть картинку с «большим разрешением» и с «разрешением поменьше» (дальше - подробнее).
1. Освещенность проекционной поверхности. Измеряется в Люксах (lx) и равна отношению светового потока проектора (lm) к единице площади (кв.м.).
Значения освещенности создаваемые проекторами, плюс освещённость площадки в реальных условиях, влияют на самый главный показатель проекционного изображения – контрастность. Только контрастность имеет значение в проекционной инсталляции. И именно её на данный момент, по моим сведениям, никто не рассчитывает. Дайте индустрии ещё немного времени ).
На самом деле, этот раздел достоин отдельной научно исследовательской работы в НИИ Физики и Биофизики, т.к. не только прямые физические параметры света, но и чувствительность, и восприятие света глазом человека имеют здесь принципиальное влияние на восприятие видеопроекционной инсталляции. А я, как инженер-исследователь по образованию, выпускник Физического факультета, кафедры оптоэлектроники, уже работаю над тем, чтобы такое исследование инициировать.
А пока об установленных на 6-летнем опыте фактах:
1) Мэппинг идеально работает только в полной темноте, там где чёрный – это чёрный, а белый - белый. В кинотеатрах показатель освещенности экрана выглядит как 120-200 lx. Этот же показатель обычно используется для мэппинга в помещениях или архитектурного мэппинга темной ночью с отключенным уличным освещением.
2) Если при проекции подразумевается небольшое фоновое или сумеречное освещение, то требуемый показатель освещенности увеличивают до 300-500 lx. Ещё большие значения не принесут практической пользы. Т.к. глаз человека имеет экспоненциальную зависимость чувствительности света (увеличение фактической яркости в 10 раз, глаз увидит, как увеличение в 2 раза); а так же, чем ярче будет белый цвет в проекции, тем он будет делать более тусклым чёрный цвет на той же проекции, а это понижение контрастности общего изображения.
3) Иногда показатели освещенности рекомендуется повышать, если поверхность для проекции тёмная, обладает небольшим отражающим эффектом или неоднородная по цвету. Проекция на чёрную или полностью зеркальную поверхность не имеет смысла в принципе.
Эти правила действует только если у вас адекватный световик, а не коммерсант продавший вам максимум приборов своего парка из возможного. Тогда Ваша проекция просто «умрёт», несмотря ни на что.
Прим. освещенность повышается либо кратным увеличением количества проекторов, работающих на ту же самую поверхность, либо уменьшением площади проекции, которую покрывает один проектор и, соответственно, увеличением количества проекторов.
2. Разрешение выпускаемого контента = разрешение проекционной поверхности.
Самое большое заблуждение, на котором построена масса эффектных манипуляций.
Звучать они могут так: «Мы предлагаем на этом проекте использовать 2 проектора 30 000 люмен с разрешением 4К, более чёткой и яркой картинки на других проекторах вы не увидите». Фактически, это может означать, что итоговый контент может быть в разрешении 4096: 4320 pxl. При проекции на площадь 18,9х20 метров, создавая освещенность 150 lx. Минимальный размер одного пикселя 4,6 мм, при идеальных условиях.
Предположим, что это здание, а зритель на удалении 30 метров от него, т.е. величина пикселя для него не столь критична и пиксель размером 1см он не отличит от 3 см. Обычно, в таком случае, разрешение создаваемого мэппинг контента будет колебаться от 1200:1265 до 2000:2109.
Итого, чем больше разрешение, тем дороже контент, тем дольше он создаётся, тем сложнее в нем делать правки, а разрешение оборудования используется с эффективность менее 50%.
Вы в убытке по всем позициям.
Прим. Сейчас я всё считал в условно идеальных условиях. Этот раздел я опишу очень чётко, подробно и с правильными картинками в другой статье.
3. Выпускающий/управляющий медиасервер.
Это самая важная часть проекционной инсталляции.
Главное в медиасервере:
Этому разделу я посвящу отдельную подробную статью, однако имейте ввиду:
По всем показателям сейчас лидируют (и впредь будет лидировать) серверы от d3 technologies. Даже если на некоторых проектах его возможности могут показаться избыточными, его надежность останется неизменной.
Компания dreamlaser ещё в 2012 году отказалась от любых других серверов и работает только на d3. А сейчас на своей базе, как партнер d3, проводит обучение для всех российских компаний, которые начали активно приобретать в свой парк оборудования именно эти сервера.
У серверов d3 очень много плюсов, самые очевидные:
4. Люди. Менеджер проекта, технические специалисты и видеоинженер.
Чем они опытнее, профессиональнее и человечнее, тем лучше для события и комфортнее вам. Самый идеальный вариант - если та компания, в которой они работают, занимается ещё и производством контента (например dreamlaser).
Только тогда видеоинженер сможет вам подсказать:
Запрос техподрядчику на видеоинсталляцию (ТЗ) должен содержать:
Ответ техподрядчику на видеоинсталляцию должен содержать:
Если хотите сравнить подрядчиков по цене и качеству, то:
С яркими впечатлениями,
команда «dreamlaser» и Евгений Степанов!