Путь карнавала «Пермское яркое»

Создать успешный карнавал не так просто, как может показаться. Мало организовать шествие с музыкой и танцами, нужно придумать идею, объединяющую развлечение с историей и культурой того места, где проводится карнавал, сделать его динамичным. И проект «Пермское яркое» - пример удачной синергии современного праздника и древней культуры Пермского края.

 

Карнавал «Пермское яркое» проходит с 2013 года. «Коробки» карнавала (коробка - это тематически оформленная автоплатформа, вокруг которой работает 150-200 актеров/танцоров) разделяются осовремененными этническими персонажами Пермского края. Таким образом решаются вопросы обращения к корням, непрерывного хода карнавала и практичный вопрос разделения звука между платформами. А самое главное – именно такой карнавал может стать ярким брендом города.

 

Я заинтересовалась практическими вопросами режиссуры карнавала и попросила режиссера-постановщика Аллу Ивановну Пономареву из МАУ «Агентство социокультурных проектов» города Перми рассказать об этом проекте.

 

 

 

 

Алла, как родилась идея карнавала?

Ранее в городе предпринимались попытки проведения карнавала, но шествие больше напоминало «первомайскую демонстрацию». В 2013 году мы совместно Департаментом культуры и молодежной политики администрации Перми решили изменить формат мероприятия и приурочить его к 290-летию города.

 

Тогда еще не было ни названия, ни фирменного стиля. Мы настояли, что это будет театрализованное шествие, в котором будут участвовать, в основном, творческие коллективы города и края. Перебрали множество вариантов формирования шествия, но к единому мнению не пришли. Времени оставалось мало и мы решили идти от простого. Подумали, без чего обычно не обходится ни один День Рождения (а день города – это, по сути, и есть День Рождения)? Конечно же, это: подарки, цветы, гости, сладости и т.д. Так и получилось, что каждая карнавальная платформа стала каким-нибудь сюрпризом для юбиляра (города).

 

Головная коробка была посвящена юбилейной дате города. Ее оформление включало в себя узнаваемые элементы истории Перми.

 

Какие вопросы пришлось решать для организации карнавала? Вы сразу определились с численностью участников?

Да, мы сразу решили, что это будет от 150 до 200 человек. Выявив самые интересные и мобильные коллективы, мы приступили к репетициям. Участников карнавала суммарно собралось около 2000 человек, и всех их, нужно было, во что-то одеть. Частично вопрос решился за счет личных костюмов творческих коллективов. Много времени и сил заняло оформление платформ. Причина – отсутствие у нас в то время подобного опыта, как в организации данного процесса (логистика транспорта, соблюдение технических условий), так и в исполнении художественного замысла оформления (работа с материалами, освоение новых технологий и др.)

 

Как Вы оценили первый проведенный карнавал?

Первый карнавал получился веселым симпатичным, но, на наш взгляд, несколько "сырым".

 

Во-первых, опыта у нас еще не было, во-вторых, времени на подготовку было мало. После проведения сели все вместе, разобрали плюсы и минусы, которые учли в подготовке мероприятия в 2014 году. Но даже этот карнавала произвел впечатление и администрация города решила проводить театрализованное карнавальное шествие ежегодно. Организатор мероприятия с тех пор неизменен - МАУ "Агентство социокультурных проектов" города Перми.

 

 

 

 

Какие сейчас существуют этапы подготовки карнавала?

Команда организаторов формирует общую тему и идею, определяет средства ее реализации. На данном этапе утверждаются и темы всех коробок шествия. Далее, для реализации задач набирается команда единомышленников (дизайнеры, художники, декораторы, бутафоры и т.д.).

 

Далее следует этап работы с каждой коробкой. У всех коробок есть собственный руководитель (в некоторых случаях режиссер), организатор, хореограф. Иногда руководители коробок приходят со своими темами, а мы уже смотрим: подходят они нам на данном этапе или нет. Часто вместе, что-либо дорабатываем. Репетиции каждая коробка проводит индивидуально на отдельно-арендуемых площадках. Затем, примерно за три недели до даты проведения, мы арендуем большие помещения для оформления автомобилей, там же проходят и сводные репетиции (4-5). Генеральная репетиция проходит на улице с ограниченным количеством платформ.

 

Что в итоге изменилось в карнавале с 2013 года?

Карнавальное театрализованное шествие заметно изменилось с 2013 года, но не кардинально. Основное разделение на тематические коробки осталось, состав участников (коллективы) меняется, но принцип участия творческих сил города остается неизменным.

 

коробка обязательно отображает, какое-либо, знаковое событие для города или края, юбилейные даты и т.д.. Темы остальных коробок, также, каждый год разные. Выбор темы зависит от того, какие события отмечают в мире, стране, крае, городе. Иногда темы являются отражают настроение горожан, их мечты или увлечения.

 

Алгоритм прохождения тоже остался прежним (проходка - театрализованное 3-х минутное действие -проходка).

 

В 2015 году у нашего карнавального шествия появились название "Пермское яркое", фирменный стиль и фирменные персонажи (маски и свита). Маски разработаны на основе традиций пермского звериного стиля, хотя цвета у нас гораздо ярче. Задача масок и свиты -разделять коробки и заполнять промежутки для лучшего звукового обеспечения, каждой платформы. Мы пытаемся придумать для масок, какие-либо действия, чтобы они ярче читались.

 

 

 

 

Какую смысловую нагрузку несут маски-звери, кроме того, что это узнаваемые этнические изображения края?

Есть узнаваемый пермский звериный стиль, который уходит своими корнями в глубь веков. Охота на нашей территории долгое время оставалась главным занятием пращуров и это, безусловно, сказалось на их восприятии мироустройства. Большинство сюжетов пермского звериного стиля находит свои истоки в мифологии финно-угорских народов Европы и Сибири. Это своеобразные иллюстрации к мифам и легендам древних народов, населявших этот край.

 

На основе этого стиля и были созданы наши маски. Пока они не имеют ярко-выраженных персоналий, но мы постепенно к этому идем. Платформы «Пермское яркое», оформленные в фирменном стиле (идущие в начале и в конце шествия), мы называем между собой «Яркий город», а маски являются «хранителями этого яркого города». Идея заключается в том, что появляясь на неярких улицах уральского города, маски и участники шествия преображают их, раскрашивают в яркие цвета, тем самым изменяя жизнь пермяков в лучшую сторону.

 

Какие бытовые вопросы приходится решать организаторам карнавала?

Наше агентство, кроме творческих задач, решает и координационные, технические задачи. Вместе с экономистами, юристами, специалистами. Мы занимаемся составлением смет мероприятия, вопросами согласования безопасности, поиском мест для репетиций, размещения транспорта на время монтажа и демонтажа оформления, заключением договоров с исполнителями услуг. Мы работает в открытую и честно занимаемся вопросами соблюдения авторских прав. Заключаем договоры на использование музыкальных произведений с РАО (Российское авторское общество) и вознаграждение за публичное исполнение фонограмм с ВОИС (Всероссийское общество. При этом, штат агентства небольшой. Активное участие в развитие карнавала принимает начальник Департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми Вячеслав Маркович Торчинский. На мой взгляд, с годами наше карнавальное театрализованное шествие становится все более сложным и интересным.



И наверняка привлекает возможных спонсоров. Как вы с ними работаете?

Поскольку "Пермское яркое" - тематическое театрализованное шествие, участие спонсоров только ради размещения в нем своего брендированного транспорта и проходки сотрудников предприятия в спецодежде, на наш взгляд, не уместно. Во-первых, у данного потенциального спонсора должны быть основания для участия в шествии. Например, его компания отмечает юбилейную дату, и ее деятельность имеет большое значение для жизни города или края. Во-вторых, он должен проявить творческий подход к участию (и мы ему в этом поможем).

 

Какие советы организаторам карнавалов в городах России можете дать? От каких "шишек" можете предостеречь?

У каждого организатора карнавала свой формат, свои идеи и задачи. Хочется пожелать, чтобы в карнавале было меньше "некарнавальных" участников, т.е. тех, кого заставляют идти в колонне принудительно. Карнавал - это праздник для всех. В нем всем должно быть радостно, и зрителям, и участникам.

 

 

 

 

Карнавал «Пермское яркое» в цифрах:

  • Сроки подготовки: от 6 до 4-х месяцев
  • Количество коробок 7-8
  • Предельная высота конструкций на платформах (от пола) 4 метра (требования безопасности). Все, кто находятся на платформе во время движения обязательно должны быть пристегнуты ремнями безопасности.
  • Расстояние между коробками около 50-60 м., но между коробками идут маски и свита
  • Мощность звука на каждой платформе 10 кВт
  • Общая длительность стоянки 4 минуты (30 сек. разбег на исходные точки представления, 3 минуты -театрализованное действие, 30 сек. на возвращение к исходным позициям на время проходки)

 

 

 

 

Художественно-постановочная группа карнавала в 2016 году:

  • Генеральный директор МАУ «Агентство социокультурных проектов» города Перми Екатерина Аскарова
  • Режиссеры-постановщики - Алла Пономарева, Елена Костина, Андрей Хомяков
  • Главный художник - член союза художников России Лариса Каменских.
  • Дизайнер - Максим Шихов.
  • Хореограф-постановщик - Юлия Бебчук (Трестер), хореографы коробок: Светлана Орлова, Александра Свинцова.
  • Приглашенные руководители и режиссеры коробок 2016г.: Андрей Васькин, Юлия Артемьева, Надежда Кошкина, Евгений Тверетинов, Светлана Орлова, Светлана Сахарова, Дарья Зверева.

Поделиться

comments powered by Disqus